Вторник, 22.05.2018, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОАУ "Детский сад № 1" г.Орска

Меню сайта

Страничка учителя дефектолога

             Здравствуйте, уважаемые родители!      


        Я хочу предложить Вам цикл бесед на тему:  Как растёт  ребёнок?

 Вашему ребёнку до школы год? Два? Три? Значит, есть время  подумать о том, как подготовиться к школе.

Но, прежде всего, попробуем разобраться в том, какой он – ребёнок, поступающий в школу, каковы особенности его физического  и психического развития, его здоровье. Давайте вспомним, как проходил он ступеньки роста, и что в его развитии может стать факторами риска и вызвать некоторые трудности.

Уже давно известно, что начало обучения в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка, его деятельности и предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому развитию ребёнка. А успешность обучения во многом зависит от того, насколько он готов к сложным, новым для него и очень трудным учебным нагрузкам.

В этом возрасте далеки до окончательного завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания, эндокринной и других систем. Организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется. Одни процессы  происходят интенсивнее именно в дошкольном возрасте, а для других процессов этот период наступит позже. Мы не будем очень подробно разбирать особенности развития всех систем организма, но более детально рассмотрим те из них, от развития которых во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.

 МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Организм ребёнка и все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно в разном возрасте и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного развития существуют свои особенности, которые и определяют всё многообразие взаимодействия его организма с окружающей средой. Дети 6-7 лет по принятой в физиологии и психологии возрастной периодизации относятся к так называемому периоду первого детства, охватывающему возраст от 4 до 7 лет.  Следующий возрастной период по классификации –второе детство (8-12 лет – мальчики, 8-11 лет девочки). Такая периодизация не во всём  соответствует существующему в настоящее время в педагогике делению на дошкольников, младших школьников и т.д., отражающему систему воспитания.

Нужно сказать, что проблема возрастной периодизации в физиологии тоже окончательно не решена, да, наверное, не столь уж важно, как будет называться или обозначаться тот или иной период. Важнее знать, чем отличается ребёнок в данном возрасте, знать те периоды развития организма, когда происходят наиболее существенные изменения, наиболее существенная перестройка, когда организм наиболее уязвим, когда неблагоприятные условия и воздействия внешней среды будут проявляться наиболее резко.

Одним из таких периодов развития ребёнка и является возраст от 3 до 6-7 лет. Физическое развитие ребёнка (основные показатели физического развития – рост и вес) – это то, что наглядно, «на глаз» показывает динамику возрастных изменений. В этот период ребёнок растёт «не по дням, а по часам». На шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы (веса) тела – 2,2-2,5 кг. Различия между интенсивностью годичных прибавок роста и массы тела у мальчиков и у девочек в этом возрасте несущественны. Если вы захотите проследить за интенсивностью роста своего ребёнка, то учтите, что в течении зимних периодов года дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказывается увеличение движений, свежий воздух, «витаминная» зелень и другие факторы. Поэтому измерения нужно проводить ровно через год.

В этом же возрасте происходит существенное изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человек с большим туловищем превращается к 6-7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот периода этот период значительно увеличивается длина рук и ног, а соотношение головы к туловищу становится почти таким же как у взрослых. Это изменение пропорций, соотношения всех частей тела и свидетельствует об определённом этапе созревания организма.

 Наряду с изменениями пропорций тела к 6-7 годам интенсивно развивается опорно-двигательная система(скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая  из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Нетрудно представить себе, какую нагрузку испытывает несформировавшийся, незавершивший своё строение опорно-двигательный аппарат ребёнка при удержании статической позы в течении длительного времени. Становится ясным, почему в 6-7 летнему ребёнку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки.

Не закончен в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому важно обратить внимание на недопустимость неправильной позы, при которой он сидит, опираясь грудью на край стола. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб ребёнка, а значит, неправильная посадка может достаточно быстро привести к изменениям, которые могут нарушить его рост, сформировать неправильную осанку.

У будущих первоклассников уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, правда, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Дети этого возраста достаточно хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах и т.д. Умение и способность ребёнка выполнять эти довольно сложные виды движений вовсе не означает, что он так же успешно будет выполнять и тонкокоординированные движения пальцев, рук.

             У 6-7 летних детей слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому так часто звучит при длительном рисовании, особенно штриховке, жалоба: «Болит рука», «Рука устала». Так же трудно будет первое время при письме. Письмо очень сложный и трудный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений.

Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность движений, трудность прекращения движения по сигналу. Очень важно отметить, что при выполнении движений основной контроль принадлежит зрению и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживаются все движения от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием «выводят» буковки, срисовывают рисунки, так трудно им провести строго параллельные линии, трудно «на глаз» определить величину букв, фигур. Особенно трудно тем детям, у которых по тем или иным причинам была задержка моторного развития. Такие дети требуют особого внимания, им необходима целенаправленная и систематическая тренировка.

Сложность статических нагрузок в этом возрасте связана с тем, что мышцы спины, имеющие основное значение при удержании правильной позы в процессе письма и чтения развиты слабо. Это ещё одна из причин, почему неправильная поза в процессе учебных занятий и тяжёлый портфель в одной руке могут стать основой нарушения осанки.

В 6-7 лет продолжается развитие  и совершенствование сердечнососудистой системы, повышается её надёжность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время  этот возрастной период является периодом качественного скачка в совершенствовании кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой. Поэтому организм более остро реагирует на любые неблагоприятные влияния внешней среды (чрезмерные статические и умственные нагрузки)

С уважением учитель-дефектолог-логопед:
                     Светлана Анатольевна Ефанова

Обсуждение статьи ведется на нашем форуме

                              

 

 

 


Доступная среда
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031