Понедельник, 15.10.2018, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОАУ "Детский сад № 1" г.Орска

Меню сайта

Группа № 1

« Развитие познавательных процессов проблемных дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности через игры с песком»

                                                                                     Воспитатель: Красильникова О.С.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Прежде чем давать знания, надо научить
 думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

Прежде чем начать свою работу по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР» изучила имеющуюся методическую литературу по детской опытно-экспериментальной деятельности. Вся  работа с детьми построена с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Оборудовала предметно-пространственную среду, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность наших детей, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Собрала объекты для наблюдений: земля, чернозем, песок, глина, камни и т. д.

Подобрала разнообразное оборудование: лупы, тряпочки, губки, пробирки, пипетки, трубочки, воронки, зеркала, дощечки и пр.

Разработала тематику мероприятий по экспериментальной деятельности – тематический план, картотеки опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др. Альбомы: «Край мой родной», «Мой любимый город», «Морские жители и жители аквариумов», «Комнатные растения, садовые и полевые цветы», «Растения нашего края», «Природа и фантазия», «Необыкновенный мир магнитов», «Система М. Монтессори» и др.

Свою работу я начала с определения уровня знаний о неживой природе. Результаты деятельности оценила следующим образом:

На начало октября месяца 2013г. я вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге получила:

Высокий уровень – 20%

Средний уровень – 32%

Низкий уровень – 48%

По результатам выявленного уровня  знаний о неживой природе установила, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, камней, воды, песка, дети частично знают об их назначении, они плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

Следующим этапом моей работы было наблюдение за отношением детей к экспериментальной деятельности. На этом этапе я обращала внимание на то, чему отдает предпочтение ребенок в самостоятельной деятельности.

Из наблюдения я выяснила, что экспериментирование заняло последнее место в самостоятельной деятельности детей; дети отдают предпочтение игровому центру и центру художественного творчества.

Таким образом, увидела, что дети не проявляют интереса к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.  

Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности детей старших дошкольников я построила исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1. специально-организованное обучение;

2. совместная деятельность взрослого с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей.

В своей работе использовала следующие формы работы:

  • Плановые эксперименты;
  • Дидактические игры;
  • Беседы;
  • Наблюдение и труд;
  • Работа в лаборатории.

Форма организации детей была различной: индивидуальная, групповая,    подгрупповая, фронтальная (со всей группой).

Наших детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности учу ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе опытно-экспериментальной деятельности наши дети получают возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы.

Проблема, над которой я работаю: « Развитие познавательных процессов проблемных дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности через игры с песком», так  как игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности  и для детей имеет большое значение для поддержания психологического здоровья. Игры с песком способствуют развитию речи, влияют на становление всех сторон личности.

Основной целью любых игр с песком – это формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали.

При помощи опытно экспериментальной деятельности  и игр с песком стабилизируем эмоциональное состояние ребенка, учим его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для наших деток. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Опытно-экспериментальная деятельность детей с ЗПР и игры с песком способствуют:

 - развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

 

 - снимают мышечную напряжённость;

 

 - помогают ребёнку чувствовать себя защищённым  в комфортной для него среде;

 

 

 - развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

 

 - стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

 

 - позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

 

 - преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

 

 - развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

 

 - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

 

 - способствуют расширению словарного запаса;

 

 - помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

 

 - позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

 

 - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.

 

 В своей работе придерживаюсь следующих принципов:

  1. Создаю естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираю  задания, соответствующее возможностям ребенка, формирую  инструкции в сказочной форме, исключая негативную оценку действий ребенка, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
  2. Использую принцип  «Оживления» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

 Реализация этого принципа позволяет мне  сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.

 

  1. С детьми реально проживаем, проигрываем всевозможные ситуации вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляю взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасателя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигур. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому я использую педагогическую песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя на песке, дети не боятся ошибаться, потому что ошибку можно быстро и легко исправить. Ещё детям нравится выкладывать на песке различными предметами: камушками; пуговицами; ракушками и т.д.

Для игр с песком у нас в группе есть коллекция миниатюрных игрушек, возможность осуществления выбора игрушек позволяет ребёнку самостоятельно принимать решение, во что ему играть.

 

Опытно-экспериментальная деятельность и игры с песком дают большой воспитательный и образовательный эффект, что очень важно для наших детей:

 

 -Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

 

 -Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

 

 - В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика.

 

 -В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

 

На конец мая  2013 года результат целенаправленной систематической работы по опытно-экспериментальной деятельности показал:

Высокий уровень – 47%

Средний уровень – 36%

Низкий уровень – 17%

Результаты наблюдений за детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы  в группе улучшилось.

Предпочтения детей  распределились следующим образом:

Игровой центр занимает у детей первое место, экспериментирование и центр художественного творчества занимают второе место в самостоятельной деятельности детей.

В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В заключении хотелось бы сказать:

 

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

 

Поиграйте дома:

 

Перед началом игры с песком дома его необходимо просеять, прокалить в обычной домашней духовке и насыпать в объемный ящик. Далее необходимо дать возможность ребенку обследовать песок. Основной целью для родителей в проведении подобных игр с песком является в формировании у ребенка представлений о особенностях мокрого или сухого песка, об изменчивости его формы (в зависимости от формочки, в которую он накладывается).

 

Игра «Отгадай загадку»

Цель игры: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления.

Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.

Суть игры: взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.

 

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель игры заключается в том, чтобы развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.

Для данной игры потребуются разнообразные маленькие фигурки.

Суть игры: родитель предлагает ребенку, используя маленькие фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». А после того, как работа завершена, ребенку необходимо рассказать о том, что у него получилось.


 

Игра «Песочные узоры»

Цель игры: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Суть игры: родитель сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.

 

Доступная среда
Друзья сайта
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Вход на сайт
Логин:
Пароль: