Четверг, 13.12.2018, 07:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОАУ "Детский сад № 1" г.Орска

Меню сайта

Страничка музыкального руководителя

Музыкальный руководитель:

Бакаева Анна Игнатьевна

высшая категория

«Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности»

(из опыта работы)

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Музыкальное воспитание в нашем саду подчинено одной из задач ФГОС ДО: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

 Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания  зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Я работаю по адаптированной  образовательной  программе ДО для детей с ЗПР, которая  предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она  является одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей, т.к.  богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка. Театрализованная деятельность помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность.     

 В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

    В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

     Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

    Театрализованные игры на музыкальных занятиях  начинаю вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах  формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения  животных):  птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие.  Всё занятие строю на каком-нибудь сюжете.  Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр.  Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование.  

      В старшем возрасте  дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество  и фантазию. Дети ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.

     Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятельности.

Для  восприятия музыки используем метод активного слушания.

 Активное восприятие - это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.

Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Большое внимание уделяем самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков  использую замечательные  попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок.  Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

     Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.

2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование.

Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

 Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную

чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены

движений);

повышают общий уровень организации ребёнка;

направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Работу над пальчиковыми играми начинаем  с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты

становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково- речевой театр.

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется  музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того  формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.  

Хочу поделиться опытом работы над музыкальной сказкой «Колобок».

Работа проводилась в несколько этапов, во всех видах деятельности  и включала работу всех специалистов ДОУ.

Детям с ЗПР тяжело целенаправленно заучивать и запоминать что-либо, поскольку им свойственна плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная  познавательная активность. Кроме того, детям  сложно усваивать материал в связи с несформированностью высших психических функции и различными видами нарушения речи, а также недоразвитием всех видов музыкального слуха.   В связи с этим каждый этап включал в себя огромную,  кропотливую работу, которая являлась «работой» только для взрослых, а для детей это, прежде всего игра.

1 этап. Знакомство со сказкой.

2 этап.  Режиссерские игры. 

3 этап.  Драматизация  сказки.

1 этап. Знакомство со сказкой происходит на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, а также на  музыкальных занятиях.

2 этап. Режиссерская игра.

 В этих играх дети не являются действующими лицами, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Ребенок, входя в определенный образ, становится раскованнее.

3 этап. Драматизация  сказки.

 В процессе работы над спектаклем отрабатываются образные движения. Создать образ животных помогают упражнения «имитирующие пластику зверей». Дети передают движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.

Отрабатывается  пение по  ролям. На данном этапе огромная роль отводится индивидуальной работе.

 При распределении ролей учитывается индивидуальные возможности каждого ребенка. Для не говорящих подбирается роль, где больше звукоподражания и имитационных выразительных движений. Важно предоставить возможность плохо говорящему, а иногда и совсем не говорящему ребенку выступить наравне с другими.

  Перед игрой на сцене в образе героев сказки дети играют в теневом театре. За ширмой можно спрятаться, а это очень важно для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и  не стеснялся.

Заключительный этап работы – инсценирование сказки, к которому дети и педагоги готовятся очень ответственно: готовят костюмы . накладывают грим.

Музыка важная составляющая спектакля.  Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений.

 Дети занимаются театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

В каждой группе созданы театральные уголки, в которых присутствуют разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок.

Мои воспитанники   показывают инсценировки младшим детям. Принимают активное участие в праздниках, развлечениях, играх – драматизациях, театральных постановках, досугах, совместно с родителями, где раскрывают свои музыкальные и  творческие способности.

 Активно вовлекаем родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Они помогают нам в изготовлении костюмов и декорации, играют вместе со своими детьми в спектаклях, тем самым, мы стараемся сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Мной разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома.

       Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей  интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и этим самым развиваем музыкально-творческие способности наших детей.

 

 

 

 

Доступная среда
Друзья сайта
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Вход на сайт
Логин:
Пароль: