Пятница, 21.09.2018, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОАУ "Детский сад № 1" г.Орска

Меню сайта

Страничка педагога- психолога

Чехова Ольга Анатольевна

Должность: педагог-психолог.

"Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания". 

                                                                                        Януш Корчак 

Зачем в детском саду психолог? 

   Педагог - психолог проводит психолого - педагогическое обследование каждого ребёнка ( в начале года и в конце года, а также в ходе обучения), участвует в составлении индивидуальных коррекционных программ развития ребёнка, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольника и оказывает психотерапевтическую помощь родителям ( а при необходимости и детям).

   Психолог ни в коем случае не воспитатель! Одна из самых главных моих задач - воспитание гуманного отношения к людям и формирование коммуникативных способностей ребёнка.

Задача психолога - раскрыть родителям характер проблем дошкольника и рекомендовать оптимальный маршрут воспитания и  обучения ребёнка. Окончательное решение где будет учиться и воспитываться ребёнок принадлежит семье.

 Уважаемые родители!

Я надеюсь, что на этой страничке Вы найдёте для себя много полезной информации о воспитании и развитии своего ребёнка.

Если Вы хотите задать вопрос, то напишите его на форуме или запишитесь на консультацию к психологу детского сада.

Позвольте немного рассказать Вам о работе педагога - психолога в детском саду...

Основная функция психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Педагог-психолог помогает воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

Существует ошибочное мнение что психолог - это врач, который работает с отклонениями в психике, с её дефектами. Но это не так.

Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. 

Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:

1. Консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по "запросу родителей". О "плановых" консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы родители все-таки нашли время для посещения психолога. Работа по "запросу" это - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.

2. Диагностика. Она проводится с целью выявить и предупредить возможные негативные отклонения как в личностном, так и в интеллектуальном развитии ребёнка и наметить пути решения выявленных проблем.

Психологическая диагностика.

   Диагностика - это анализ информации и выводы о природе и причинах проблемы, или постановка формального диагноза.

   Задачи психологического изучения:

   1) Выявление и классификация особенностей психического характера дефекта развития;

   2) Определение потенциальных возможностей и установление  ориентировочного срока компенсации дефектов развития в условиях специального обучения и воспитания, то есть  выявление возможности компенсировать их  за счёт сохранных функций;

   3) Определение оптимального пути обучения, типа учебного заведения для детей с нарушениями в развитии.  

Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

3. Основная цель коррекционно-развивающей  работы способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.

 Основная задача - психолого - педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребёнка ( интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого - педагогических условий для развития творческого потенциала личности  каждого ребёнка.

   Коррекционно - развивающие занятия направлены на формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов ребёнка, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации.

   Психолого - педагогическое воздействие на дошкольника:

   1. Формирование у ребёнка мотивации к познанию;

   2. Формирование психических процессов;

   3. Формирование ручной и тонкой моторики;

   4. Развитие коммуникативных способностей.

   Ценность коррекционной программы развития в том, что она даёт возможность ребёнку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

  Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. Для этого педагог-психолог проводит групповые и индивидуальные занятия направленные на решение возникших проблем.

Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.

 Я надеюсь показать  просто и доступно, в чём состоит общий подход к воспитанию ребёнка.

   Кроме того, я надеюсь обеспечить родителей информацией, которая поможет  им определить, как правильно поступать в каждой ситуации. Конечно, невозможно правильно себя вести в каждом конкретном случае, но чем ближе мы приближаемся к этому, тем лучшими родителями мы становимся, тем больше мы радуемся даже очень маленьким успехам своих детей и тем счастливее становятся наши дети.

    4. Психологическое просвещение и психологическая профилактика.

   Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от психолога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

   Комплексное обследование семьи каждого ребёнка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребёнком; собственные наблюдения за  произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, диагностических методик и  др.

 Психологическое просвещение-здесь основная цель психолога-дать знания и рекомендации как родителям так и воспитателям об особенностях психического развития детей, возможных трудностях, с которыми они могут столкнуться на разных жизненных этапах ребёнка, и дать рекомендации как эти трудности преодолеть.

Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер.

Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом  МДОБУ  проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями.

Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.

                    Рекомендации педагога – психолога:

"Магические фразы, которые помогают найти общий язык с ребёнком"

               Возраст не имеет значения!

1)      Я ХОЧУ С ТОБОЙ ПОСОВЕТОВАТЬСЯ

Советуйтесь с ребёнком по разным вопросам! Какое платье вам больше идёт, как провести отпуск, какого цвета обои выбрать для гостиной. Ребёнок чувствует, что вы считаетесь с его мнением, и благодарен, что вы не игнорируете его интересы. А ещё такая фраза и то, что за ней стоит, - большой вклад в укреплении детской самооценки.

2)      Я УВЕРЕНА, ЧТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ

Берите на вооружение эти слова, причём не только в общении с детьми. Так можно поддерживать сотрудников на работе, подруг и близких людей. Это действительно работает. Фраза кажется банальной, но тот кто её услышит может задуматься: а что, вдруг у меня и в самом деле получится? И делает первый шаг. А особенно важна подобная поддержка для ребёнка, ведь он многое делает впервые.

3)      ТЫ ДЛЯ МЕНЯ – САМЫЙ ЛУЧШИЙ

Люди, которые в жизни многого добились, говорят, что именно эти мамины слова вдохновляли на преодоление препятствий и недостижимых на первый взгляд целей. Самое главное слово в этой фразе – «лучший». В голове у ребёнка складывается алгоритм: мама считает меня самым лучшим, значит нужно не разочаровать её, а сделать так, чтобы она мной гордилась ещё больше.

4)      Я НЕ ХОЧУ ТЕБЯ НИ С КЕМ СРАВНИВАТЬ

Эта фраза – антипод слов: «Посмотри на других детей! Все дети как дети, а ты…». Именно сравнение с другими больно ранит ребёнка. И если вы раньше постоянно это повторяли, ставя в пример других детей – пора остановиться и перестроиться. Оценить  достижения своего ребёнка – легко! Просто сравните его вчерашнего с ним сегодняшним!

5) Я ТЕБЕ ВЕРЮ!

И нужно не просто говорить эти слова – вы должны это чувствовать!

Ребёнок обижается, когда родители проявляют недоверие к тому, что он говорит и делает. Не зря многие  дети в пылу ссоры с родителями с обидой выкрикивают: «Ты что, мне не веришь?», или «Да ты же мне всё равно не поверишь!».

6)  МЫ С ТОБОЙ ПОХОЖИ

Такая фраза делает вас с ребёнком ближе. Вы даёте ему понять, что у вас  общие интересы, что вы разделяете его взгляды.

7) Я ДУМАЮ, ЧТО ТЫ УЖЕ ДОСТАТОЧНО ВЗРОСЛЫЙ

Не говорите: «Ты ещё слишком мал, чтобы это понимать» или «Ты маленький для таких дел». Наоборот, покажите ребёнку, что считаете его взрослым. С какого возраста можно применять эту фразу? С любого. Её также нужно подкрепить действием, «Я думаю, что ты уже достаточно взрослый, чтобы помогать мне\ подбирать себе одежду\ выбирать себе друзей». Эта фраза воспитывает самостоятельность, умение принимать решения, и главное – нести за них ответственность.

8) Я ВСЕГДА ГОТОВА ТЕБЕ ПОМОЧЬ

Помощь может и не понадобиться. Но ребёнку важно знать и понимать: если что, мама всегда рядом. Именно у таких мам и вырастают сильные  и самостоятельные дети. У тех, кто постоянно говорит «плыви сам», - тревожные и неуверенные. Потому, что на начальном этапе у них не было надежды на поддержку. Именно надежды,  а не самой поддержки. Ведь дети с большинством трудностей справляются сами.

9) У МЕНЯ ОТ ТЕБЯ СЕКРЕТОВ НЕТ

Это важно. Ведь вы и ребёнок – самые близкие существа на Земле. Дети,  которые растут с недоверчивыми родителями, как правило имеют немало проблем в общении. Именно потому, что никому не доверяют. А если вы показываете ребёнку, что готовы поделиться с ним и хорошим, и плохим, доверяете ему, будьте уверены – он ответит вам тем же!

10) Я ЛЮБЛЮ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ

Пусть ребёнка постоянно тянет к друзьям – эти слова для него очень важны. Он понимает: мама любит быть с ним, и неважно, что они будут делать вместе – играть или пить чай с пирогом, смотреть телевизор или просто болтать. Ребёнку необходимо знать, что родители всегда хотят общаться с ним.                        

Это знание обеспечивает ему спокойствие в завтрашнем дне!

Из источников: Н. Чуб.- «Куда делся мой папа?»

 

 

Доступная среда
Друзья сайта
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Вход на сайт
Логин:
Пароль: