Понедельник, 25.06.2018, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОАУ "Детский сад № 1" г.Орска

Меню сайта

Страничка старшего воспитателя

Задачи и цели педагогического коллектива 

на 2014-2015гг.

 

1 квартал

Задача: «Формировать ценностное отношение к ЗОЖ, интерес к физической культуре и спорту детей, родителей и педагогов через реализацию здоровьесберегающих технологий в НОД»

Цель: создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Формировать у дошкольников интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.  Реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы

                                               2 квартал

Задача: «Совершенствовать работу по экологическому воспитанию дошкольников в рамках образовательной области «Познание»  

Цель: выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно- образовательной работы с воспитанниками по экологическому воспитанию.Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников

                                               3 квартал

Задача: «Воспитывать у детей ценностное отношение к трудовой деятельности с целью развития у них духовно-нравственных качеств»

Цель: отбирать, систематизировать материал, преследуя коррекционные цели и учитывая особенности развития проблемных детей.Использовать вариативные формы организации занятий. Добиваться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме.

 

 

Консультация старшего воспитателя

Социализация детей с задержкой психического развития

 

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания  выстраивается с позиций системного подхода. Необходимо сформировать   высшие психические функции и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР. В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями. 

Какие же существуют  средства социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития? В системе образования наметились тенденция  в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и создание новых технологий для работы с такими детьми.   В федеральном законе ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)″ говорится о правах граждан в области специального образования на ″бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет на основании психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой″.   Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. 

 Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида, а также в ДОУ  компенсирующего вида. Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.

 Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего   вида предусматривает соблюдение следующих условий:

 - наличие в учреждении  диагностико - консультативной службы;

 - построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

 - использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);

 - взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);

 - проведение   оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности. 

 Рассмотрим некоторые из направлений коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с ЗПР.

  Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.   Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка с ЗПР.

 Целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей), создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы, различными формами общения, обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников с ЗПР в современном обществе. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребенка. У детей с ЗПР даже к концу дошкольного возраста игра не достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической коррекции.

Применение игры как терапевтического средства признается отечественными психологами. Игровая терапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей.  Игротерапия  включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением .  Важен дифференцированный подбор сюжетных игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.

 Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

 Опыт работы с дошкольниками с ЗПР показывает, что нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка пагубно отражаются на формировании его личности. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем   мог адекватно регулировать свое поведение.

 Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы предполагает следующие направления:

 - обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других – людей и животных;

 - обучению правильному распознанию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

 - обучение умению анализировать собственные эмоции.

  С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи. 

Как правило, вторичным нарушением у дошкольников с ЗПР являются нарушения речевой функции: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР),                           и т.д. Спецификой в организации работы по коррекции речевых нарушений является обязательное наличие практической деятельности, сочетающейся с умелым использованием наглядности и живого слова педагога.  Разработаны  эффективные методики коррекции речевых нарушений: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические упражнения, массаж, мнемотехника, элементы песочной терапии и многое другое.

 Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также процесс, направленный на адаптацию личности ребенка к определенным социальным условиям.

 Психологическая реабилитация должна проходить с учетом принципов:

 - реабилитация детей должна начинаться на самых ранних стадиях развития;

 - процесс реабилитации осуществляется последовательно и непрерывно до полного восстановления или компенсации нарушенных функций.

 Базовая задача психологической реабилитации должна состоять в закреплении воздействия коррекционно-консультационных мероприятий через системное и последовательное расширение и углубление направленных воздействий. 

 Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. Необходимо распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желание сотрудничать в деле помощи ребенку с ЗПР. 

Важно отметить основные направления психолого-педагогического сопровождения семей:

 - диагностика, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии психики ребенка;

 - оказание ребенку помощи в реализации его образовательных потребностей, создание педагогических условий для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий;

 - информационная помощь родителям в отношении проблем развития ребенка и формирование у них педагогической этики и психолого-педагогической компетентности;

 - включение родителей в педагогический процесс.

 Психолого-педагогическое сопровождение семьи требует широкого использования на практике комплекса интегрированных средств взаимодействия всех взрослых (специалисты и родители), являющихся заинтересованными участниками образовательного и воспитательного процессов.   При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым:

 - эмоциональный контакт взрослого с ребенком;

 - правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач;

 - подбор способов передачи ребенку общественного опыта (совместные действия, подражание, действие по образцу и речевой инструкции).

 Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности. Реализация поставленных задач возможна при условии организации жизни ребенка с ЗПР, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

 Таким образом, вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях.

Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

 

                                                                                                                    Ст. воспитатель: Рябчикова Н.Г.

Доступная среда
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930